О ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

О ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Интервью с Александром Михайловичем Цвеликом, арт - терапевтом из Самары, преподавателем живописи и вальдорфским педагогом.

С какого возраста нужно знакомить ребенка с живописью и как это делать

До определенного возраста мама сама все дает детям, любовь, молоко, но потом ей кажется, что этого не достаточно и она начинает учить малыша всему остальному. Основной педагогический закон «Хочешь, чтобы у ребенка были хорошие привычки, работай над своими». Иными словами дети за нами все повторяют и до определенного возраста мама – их главный кумир. Хотите, чтобы формировалась душа, ставьте перед собой высокие цели, каждый раз опережая ребенка. Но нельзя давать то, чего у тебя нет. Не надо покупать краски и впихивать их в ребенка. Купите их для себя и садитесь рисовать сами. Малышу станет интересно, что делает мама, и он с удовольствием будет перенимать ее опыт. Есть спонтанное рисование: мелки, ручка, ребенок рисует каляку - маляку. Это идет из его тела. Формируется тело - формируется рисование и по рисункам это четко видно. Пошел в рост позвоночник – рисует множество повторяющихся форм-кружочков, лесенок, не важно, что он при этом представляет - машинку или корабль с множеством иллюминаторов. Появляются башни, высокие краны и дяди с двадцатью пуговицами. Режутся зубы - рисует острые формы: заборы, волны... даже облака и деревья на картинке немного заостряются. Или вдруг появляется кораблик с окошками, где каждое из них перечеркнуто этакой снежинкой - звездочкой.

С какого возраста нужно знакомить ребенка с живописью и как это делать

До определенного возраста мама сама все дает детям, любовь, молоко, но потом ей кажется, что этого не достаточно и она начинает учить малыша всему остальному. Основной педагогический закон «Хочешь, чтобы у ребенка были хорошие привычки, работай над своими». Иными словами дети за нами все повторяют и до определенного возраста мама – их главный кумир. Хотите, чтобы формировалась душа, ставьте перед собой высокие цели, каждый раз опережая ребенка. Но нельзя давать то, чего у тебя нет. Не надо покупать краски и впихивать их в ребенка. Купите их для себя и садитесь рисовать сами. Малышу станет интересно, что делает мама, и он с удовольствием будет перенимать ее опыт. Есть спонтанное рисование: мелки, ручка, ребенок рисует каляку - маляку. Это идет из его тела. Формируется тело - формируется рисование и по рисункам это четко видно. Пошел в рост позвоночник – рисует множество повторяющихся форм-кружочков, лесенок, не важно, что он при этом представляет - машинку или корабль с множеством иллюминаторов. Появляются башни, высокие краны и дяди с двадцатью пуговицами. Режутся зубы - рисует острые формы: заборы, волны... даже облака и деревья на картинке немного заостряются. Или вдруг появляется кораблик с окошками, где каждое из них перечеркнуто этакой снежинкой - звездочкой.

Важен не сюжет - он может быть любой или вообще отсутствовать, как в орнаменте - а жест - остроты, вращения, опоры и так далее . Это «Святое рисование» - своего рода самоосознание, самомассаж и «вживание» в свое тело изнутри. Жесты и рисунки передают происходящее в теле. Рисует то, что растет. Что меняется в организме - или то, что болит. Например, болит ухо, и на рисунке вдруг появляется человек с большим красным ухом. Но не всегда так просто понять, что отразилось в рисунке, потому , что рисуются не формы органов тела, а деятельность, происходящая в них и формирующая их при росте.

В это рисование взрослому ( маме, воспитателю, шаблонам и раскраскам) любые образцы «правильного рисования» подобны наложению лубков и шин на здоровое тело, вмешиваться нельзя.

Я обращаю особое внимание всех читателей, что речь идет именно о СПОНТАННОМ РИСОВАНИИ детей ЛИНИЯМИ, которое вырастает из «каляканья», и постепенно перетекает в сюжетные рисунки! Эта деятельность идет ИЗ ребенка, как бы выплескивая наружу, обнаруживая вовне то, что происходит в нем «само по себе». В древних культурах потому так прекрасно была развита скульптура, что люди еще подобно детям, гораздо больше будучи связаны с природой, в первую очередь ощущали свое тело! Скульптуры первоначально делались не с позирующей натуры, а по внутреннему ощущению своего собственного тела - художник как бы вселялся «внутрь» объема скульптуры, как в перчатку, и стесывал лишнее. Совершенно так же ребенок в спонтанных рисунках переживает себя «изнутри», и передает это определенным характером линий - твердых или закругленных, вертикальных или горизонтальных… Современность потеряла это ощущение слитности с предметом - взрослый смотрит на все предметы извне, отстраненно, жизнь течет перед ним, как на экране. И этот свой взгляд взрослые проецируют на ребенка - «Смотри, у собачки ноги не такие!»(ребенок нарисовал собаку «в валенках». Дело в том, что он рисует ОЩУЩЕНИЕ НОГИ, можно сказать - знак чувства опоры, которое он переживает в своей ноге, ее ноги, как она встает на землю - ступней, пяткой… и видит, что собака тоже стоит - значит, и ей надо нарисовать это же самое, что есть в моей ноге…

Чувство слитности, внутренней слитности с телом, с природой у взрослых крайне притупилось. Поэтому и искусство ваяния так захирело.

Но пока речь идет не о красках!

Большая беда состоит в том, что взрослые сразу хотят добиться от детей, чтобы они красками РИСОВАЛИ - формы, предметы. Здесь у родителей царит величайшее заблуждение, губящее на корню детские способности к развитию. И форма, и предмет препятствуют драгоценнейшему переживанию, в котором нуждается детская душа - переживанию САМОГО ЦВЕТА, - чистого, сочного, играющего оттенками, радужного, волшебного, питающего душу ощущением красоты высшего мира. Цвет, будучи сразу же пришпилен к предметности (водичка синяя, травка зеленая… - вранье это!) загнан в тюрьму контура, спрессован в кричащую линию фломастера… загнан в непрозрачные, кроющие, типа гуаши, краски, замешан в пластилин… Цвет - это душа краски, как сказал один художник. А ребенок нуждается в первую очередь в ощущении души во всем, а не в грубой материи. (Замечу в скобках, что в гос. Системе образования очень много - и печально успешно, потому что теперь в массе это считается «детским творчеством - уделяется внимания именно рисованию с детьми плотными материалами, - гуашь, теперь акрил, приучение к жестким формам - аппликация, раскраски, склеивание, монтаж игрушек из частей - желудей, листьев… Но именно жесткий монтаж, втыкание частей по шаблону, а не пластика. При помощи материалов детей приучают мыслить рамочно, жестко и материалистически). Цвет теряя оттенки, прозрачность, светоносность утрачивает свое изначальное питающее душу воздействие. Цвета должно быть МНОГО И ШИРОКО он должен расстилаться, играть перед глазами. Много - это как раз не много разных красок разом - а один - два гармоничных цвета, с их оттенками - лучше, чем грязная мешанина из 12 цветов…

По моему совету одна мама рискнула перестать «рисовать» с сыном, и они начали только «красить» бумагу - пару раз в неделю, разными переливами цвета. А потом из этого они делали фонарики. И стали играть с цветом, как с живым существом - а какой он у нас сегодня 0дно название мало что говорит… Говорит - характер. Задумчивый… Или радостный Мечтательный Или горячий…
Я думаю, что это переживание мальчик пронесет через всю свою жизнь. И если он и не станет художником - то глаза его будут все равно широко раскрыты миру.

Теперь еще раз речь о красках. Цвета - это то, что ребенок берет в себя, в противоположность спонтанному рисованию, вырастающему из «каляк». Цвет не генерируют, а ВПИТЫВАЮТ, вбирают (Этому помочь можно разнообразно, не только фонарики, есть много способов. - см.статью про крашение тканей с детьми, перепечатана в моем ЖЖ).

Цветовое предпочтение. Оно может сказать о состоянии среды и влияния окружения на ребенка, как он переживает себя в жизни Чувствует себя меж острых углов, в напряжении и настороженности - резко, контрастно - или чувствует себя комфортно, уютно, защищенно Если господствуют темные цвета - фиолетовый, черный - они сигнализируют, что ребенок переживает стресс: физический или психический. При этом внешне родители могут ничего не замечать: «У нас все нормально! Переехали в новую квартиру!(Первый фактор! Потеряна привычная среда). - Ну да, у нас сейчас развод с папой, но это же уже довольно давно тянется, уже все привыкли, и мы же не деремся, не ругаемся!(фактор 2. Ребенок обращает внимание не на слова, а на настроение взрослых). Да, полгода назад умер дедушка…(исчез человек, который обеспечивал неформальное общение). - А так у нас все нормально! Никакого стресса нет! Мы ему ни в чем не отказываем! Мы, с четырех лет на карате ходим, и на английский…» - как часто приходится слышать терапевту на приеме такие речи… И с чего бы это сын не хочет брать ничего кроме черной краски

Или другой пример. В доме много техники, - телевизоры, компьютеры, кухонная техника(хотя бы дети ей и не пользовались), машина мамина, машина папина, автоматическая дверь в гараже (страшная штука) и прочее… Телефоны, айпады…И масса взрослых: мама, бабушка, няня (которая тоже меняется порой), а еще учительница английского, шофер, садовник, охранник… Продолжать И все они, как только видят ребенка, сразу же считают своим долгом сосредоточить внимание на нем! В его жизни нет покоя и тишины: устройства одним своим присутствием заставляют сильно и точечно сосредоточиваться, а взрослые - отвлекают, постоянно вмешиваются, лезут со своим…

И еще один пример, самый болезненный: угадайте, что делает современная молодая мама в первую очередь, когда собирается идти гулять с ребенком, или кормить его Собирается, одевается Садится за стол, ставит тарелки НЕТ!

Она СПРАШИВАЕТ РЕБЕНКА! «Ну что, пойдем гулять» (О, господин, не соизволишь ли ты склониться к решению о прогулке…ибо я, жалкая женщина, недостойна навязывать тебе свою волю, но позволь поинтересоваться твоими планами Смешно А так это и есть! Взрослый демонстрирует свою неспособность взяться за дело организовать его самостоятельно!) «Ты хочешь есть» «Какой сок ты будешь» Спрашивает - «ну что, пошли гулять» - а сама при этом еще сидит, или начинает говорить по телефону, или вообще принимается за что - то другое. (Два в одном, три в одном, четыре в одном…) Получается, что ребенок должен встать первым, вести ее, начинать собираться. Знать, что сегодня приготовить, и прочее. На него ПЕРЕКЛАДЫВАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛИ К ДЕЙСТВИЮ, ответственность за выбор. Взрослый постоянно увиливает от самого себя, подвергает несоразмерной нагрузке по принятию решений и начинанию исполнения! Это страшный стресс. При этом мамы даже не хотят замечать, что сваливают ответственность. «Ну я же не могу знать, хочет он гулять или нет!» - Встаешь и начинаешь собираться! - говорю я им. С решимостью и не торопясь. Каждый день, желательно одно и то же время. Война войной, а обед по расписанию! И люди к вам потянутся!

Я далеко ушел от темы красок. А на самом деле - просто в самом ее сердце. Зайдите в магазин одежды, на вещевой рынок… Посмотрите вокруг - заполонено серыми, черными, тусклыми цветами. «Ребенок рисует черным»… А ты, мама, которая пришла рисовать - во что одета Черное платье, серый свитер… 90 процентов публики так одето... - Тревога, тревога, страх - надо воспитывать, надо развивать. Быстрее, быстрее, другие уже английский освоили, читают с 3 лет.. А мы… - Черный цвет.

Что вы думаете о раскрасках

Это «железный обруч» для детского рисования. Сейчас во многих детских садах печатают раскраски на принтере, а потом раздают детям. Кто выходит за границу, того ругают. Плохо рисуешь, неправильно. От этого ребенок даже заболеть может. То внутреннее, что ищет выход и находит его в рисовании, во внешнем, обращается внутрь и начинает разрушать. В Европе любят спонтанное рисование, мы называем его экспрессионизм. Ребенок не смотрит наружу, он смотрит внутрь на самоощущение. Собака для него это не существительное, это глагол. Если он рисует собаку, делает движение, связанное с ней. Это движение ( лай собаки) для него сокрыто в звуке, на уровне глагола. 

Как нужно рисовать

Нужно рисовать телом. Начните с потешек. Как научиться этому Описываю метод, как «вытащить самого себя за волосы из трясины».

Закройте глаза. Встаньте. И читайте стишок - только простейший, ритмичный, «потешку - пестушку», а не поэму или про «оторвали мишке лапу». Например, что - то такое: «тюшки-тютюшки, на горе пичужки» или спокойное - «Ули - люленьки, прилетели гуленьки», «Котя - коток»…. Сначала покажите их себе - (лучше с закрытыми глазами, так свободней движение получается) руками и ногами, всем телом. Повторите. Потом - одной рукой, как будто это вы сами - рука. Придется что - то изменить! Затем, одним пальцем, чертя в воздухе! А затем может получиться "танец линий на бумаге" - переводом из танца пальца в воздухе. Это будут хаотичные линии, танцующие под звуки вашей частушки - пестушки. Вот так вы можете понять, что рисует ребенок, и начать играть с ним в такие "танцы на бумаге" со стишками.

Как организовать рабочее пространство, если ребенок не хочет рисовать за столом

Так, как ему удобно, но только не в кровати. Пусть около нее, если он использует кровать, как стол. Положите на нее доску, чтобы не проминалась, Можно и на полу. Обычно тяга рисовать на кровати связана с тем, что стол не очень удобный, или что комната чересчур большая, пустая, в ней нет уютного уголка. Ребенку нужно как пространство, так и уют - для разных деятельностей. Кровать - наиболее защищенное, «интимное» место. К тому же рисуя на кровати, ты не смотришь в пространство, а видишь перед собой стену - ты немножко «как в домике». Как всегда, странности в поведении детей, их настойчивая привязка к чему - то и категорический отказ от другого, «хорошего и нормального» на наш взрослый взгляд, варианта, говорят о нашем непонимании ИСТИНОЙ потребности, стоящей позади. Ребенок во многом похож в своих действиях на кошку: она не станет перестилать себе подстилку поудобнее, а будет сама подстраиваться под то, что есть. У ребенка нет моральных установок, что «это стол, за ним сидят», если только они не сообщены извне. Где удобнее, комфортнее - таи и устроился. Вот если столик оказывается в таком уютном уголке… Это другое дело. Но не всякому это нужно в равной степени - темперамент играет роль.

Как выбирать краски и материалы

Лепить лучше всего из натурального пчелиного воска, купленного на рынке. Его разбавляют ланолином, подогревают в теплой воде, разделив на небольшие кусочки, и лепят. Для лепки рекомендуется иметь дощечку - подходит спил дерева, промазанный тем же воском. Тогда налепленное как держится на поверхности, так и легко отклеивается для освобождения поверхности. Никаких заданий давать детям не требуется, лучше лепите рядом сами. Самые маленькие будут просто приклеивать кусочки к поверхности, и только постепенно, по мере роста, растут и их «сказки». После того, как все слеплено, можно взять какого - то человечка, или просто пальцами- пройти вокруг сделанного, поговорить с ним, расспросить, кто там живет, но не настойчиво, а как бы предположительно - наверное, я знаю… Наверное это… И дальше пауза… волшебник (Здесь можно фантазировать как угодно)…Если рядом поставить и ваше изделие ( не надо шедевров!) - то он может прийти в гости к тому что делал ребенок.

По краскам рекомендую ГАММу (можно найти поштучно в тюбиках) И СПБ в брикетах. Их разводят до красящего раствора (не слишком жидко) . Не следует давать сразу много цветов, особенно таких, которые при случайном смешении дадут грязь.

Сначала нужно попробовать все самим, насладиться самим этим процессом - без детей рядом, все приготовить - и в первую очередь, СЕБЯ!
Чем меньше дети, тем легче и охотнее они довольствуются двумя, а то и одной краской, играя ее переливами, если все приготовлено так, что позволяет это увидеть: мокрый, смоченный с обеих сторон лист, как ванна, в которой цвета немного плавают, но о и постепенно концентрируются при подсыхании 

поделилась Мария Куныбалова