Стили воспитания детей.

Стили воспитания детей.

1a0261b5


---
Воспитание детей задача не легкая, и иногда не хватает понимания того, какую политику вести дома. Быть строгим родителем или мягким. Решать проблемы через компромисс или давать ребенку учиться на своих ошибках.
---
В настоящее время по различным методикам, психологи советуют родителям придерживаться одного или несколько стилей воспитания. Этот момент сугубо индивидуальный, так как у каждой семьи свои особенности и ценности, а универсального стиля не существует.
---
Зачем и для чего использовать стили воспитания.
---
Стили воспитания помогают установить порядок в семье, выбрать стратегию поведения с ребенком. Но что точно не получится, так это использовать один единственный стиль. Постараться конечно можно. Но есть ли в этом смысл У каждого стиля воспитания есть и плюсы, и минусы. И почему бы не выбрать лучшее из них. Один стиль помогает наладить отношения ребенка в обществе, другой учит самостоятельности. И выбор использовать определенную манеру (или сразу несколько) воспитания очевиден. При этом мнение родителей может отличаться. Но применять те или иные методы нужно. А при условии, что родители умеют сотрудничать друг с другом, это поможет прийти к единому подходу к воспитанию. При этом используя сразу несколько типов, можно найти свой уникальный стиль, что чаще всего и случается. Но знать основные стили их преимущества и недостатки нужно.
---
Основные стили семейного воспитания.
---
Демократичный.
---
Этот стиль считается вполне благоприятным для воспитания детей. Он вполне оправдывает свое название тем, что подразумевает и заботу о ребенке и поддержку самостоятельности малыша. Ребенок имеет свои задания и обязанности по дому, но при этом готовы выслушать его мнение и дать достаточное количество свободы.

В демократической семье родители вполне уважают мнение дитя и могут даже попросить его совета. При этом разговоры и решение проблем с помощью компромисса здесь играет ведущую роль. Никакой чрезмерной опеки, дети готовы прислушаться к совету мамы и папы и понимают, что можно, а что нет.

Чаще всего в таких семьях отсутствует сам факт агрессии. Детей могут воспитать лидерами, и учат не поддаваться манипуляциям других. Чаще всего демократия в семейных отношениях помогает детям в общении со сверстниками. Однако такие дети могут иметь менее присущие этому стилю воспитания черты характера: альтруизм, готовность помочь в любую минуту, поставить себя на место другого человека. Это крайне редкие исключения. И встречаются они у детей, в семье которой демократический режим смешан с другими.

Этот стиль воспитания еще называются «стилем сотрудничества». Роль родителей здесь такова: они имеют авторитет, но проявляют заботу и внимание, справедливы ко всем промахам, их очень интересует жизнь своих детей, но излишне они не вторгаются в их личное пространство. Общение в такой семье очень важный показатель. Проявления любви — это тоже про этот тип развития ребенка.

Демократичные родители думают о том, что может в будущем добиться их малыш, но не пытаются реализовать свои мечты через них. Такие родители думают о будущем детей, но не реализуют за их счет свои амбиции.

Рекомендации родителям.

Поддерживайте дружеские отношения со своим ребенком, проявляйте теплоту и заботу, но не переусердствуйте. Ваш авторитет для них играет важную роль, а его поддерживать не просто.
---
Контролирующий.
---
Такой метод предполагает ограничения в действиях детей, в частности его поведения. Начинать этот метод стоит до начала школьного периода, так как после привить новый стиль воспитания сложно, особенно если до этого у вас в приоритете был демократичный.

Ребенку все объясняют точно и по делу: что нельзя, что можно, как делать то, как делать это. При этом ребенок не имеет право разглагольствовать на тему правы родители или нет.

Чаще всего дети, которых воспитывали этим стилем: очень послушны, восприимчивы и поддатливы, боязливы, не настойчивы в достижении каких-либо целей, при этом не агрессивны, а скорее наоборот либо добры, либо относятся ко всему нейтрально.

Рекомендации родителям: если вам принципильно присуствтие в семье послушаного ребенка, то используйте этот стиль вопитания, но не переусердствуйте с контролем, иногда все же стоит позволять ребенку высказвать свое мнение, иначе он очень быстро приучиться к отмалчиванию, или же будет принимать чужое мнение за свое.
---
Авторитетный.
---
В этом типе воспитания преобладает самостоятельность ребенка и его самобытность. Личность здесь очень важное понятие. Достижение целей предполагает желание их достичь, а не принуждение. Любовь и поддержка помогает родителям показать свою заинтересованность в жизни ребенка, при этом на него возлагают надежды, и говорят об этом прямо. Этот стиль воспитания очень схож с демократичным. По сути это одно и тоже, но некоторые психологи предпочитают разделять их. Общение в семье такого стиля тоже преобладает, при этом отстаивание позиции поддерживается.

Дети воспитанные в этом стиле становятся более уверенными, у них отличный контроль над эмоциями. И их ждет более успешное и счастливое будущее. Но этот способ стоит использовать очень аккуратно, потому что один неверный шаг может разрушить всю систему. Не стоит его смешивать с полностью противоположным

Рекомендации родителям: если используется такой стиль воспитания, то лучше во всем иметь меру. Не переусердствовать с заботой, не перегибать палку в редких конфликтах.
---
Авторитарный.
---
Этот стиль очень часто встречается в семьях. Популярен он за счет того, что ребенок воспринимает желания родителей как правила. Но проблема в том, что не всегда приходит понимание того, что такое поведение родителей подавляет в ребенке собственное «Я». И требования к ребенку становятся все жестче, в том числе от него начинают требовать беспрекословного подчинения.

Этот метод напоминает метод контроля, но имеет более жесткие рамки. Здесь контроль ведется более некорректно. И в итоге на выходе из детства, которое для ребенка останется отголосками своих фантазий, получается замкнутый человек. А отношения с родителями могут и вовсе испортиться.

С другой стороны такой метод наоборот может пробудить в ребенке его лучшие качества, научит отстаивать свое мнение и принцип «это все для твоего же блага» может сработать.

Поведение родителей, которые используют такую методику воспитания преследует какую-то цель, например, золотая медаль в учебе, идеальные танцевальные данные для королевского балета и т.д. Отсюда и вся строгость, принуждение и правила.

Рекомендации родителям: если вы хотите лучшего для ребенка, постарайтесь чуть-чуть добавить демократичности. Если с демократичного перейти на другой будет сложно. То авторитарный стиль воспитания разбавить легче всего. Возможно стоит взглянуть на ситуацию под другим углом и если у ребенка ничего не получается с прессингом, значит он достигнет цели с помощи ласки и поддержки.

Авторитарному стилю очень часто не хватает любви и заботы со стороны родителей к ребенку. Возможно причина кроется не в желании достичь каких-либо целей, а потому что детский жизненный опыт сыграл с кем-то из родителей злую шутку. С таким методом часто один из родителей не согласен. И начинаются споры, когда вместо выяснения отношений стоит показать родителю, который иначе воспитывать не умеет, что желаемого можно достичь и путем компромисса и теплоты.

Очень важно отличать авторитарный метод воспитания от жестокости по отношению к ребенку. В этом стиле все же присутствует любовь и забота, это ошибочный способ дать ребенку лучшее, но все же это любовь.

Рекомендации родителям: в том случае, если вы почувствовали, что эта ситуация напоминает отношения в вашей семье, следует принять меры и постараться поменять свой настрой на ситуацию. Не нужно больше давить на малыша, пусть он покажет вам что умеет. Поинтересуйтесь его умениями. Но не ждите, что ребенок сразу привыкнет к изменениям, он может пугаться немного вашей реакции, но время это исправит.
---
Либеральный.
---
Между родителями и детьми должны возникать важные составляющие: семейные чувства, проявление любви, доверие друг к другу, уважение и забота. Самое главное, должны быть установлены психологические и поведенческие границы в семье, то есть присутствие комфорта и свободы, и в тоже время стоит поддерживать состояние безопасности у ребенка.

На самом деле, у многих родителей не хватает сил и опыта в правильном воспитании. Ощущая недостаток внимания, дети чувствуют себя неуверенно и даже одинокими, никому не нужными. Для такой ситуации характерно: низкая дисциплина, либо вообще ее отсутствие и полная неконтролируемость тех действий, которые вы ждете от ребенка. Тем самым ситуация в семье резко усложняется. Далее становится еще сложнее, когда ребенок входит в социум. Ведь он будет не единственным и от него потребуют подчиняться общим правилам поведения, как это требуют в садиках и школах.

Либеральное воспитание может иметь такие последствия, как: плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует процесс образования ребенка, он может попасть под негативное влияние в будущем. У таких детей практически нет ценностей. Зачастую в таких семьях дети пытаются управлять не только своими родителями, но и окружающими их людьми, что развивает качество манипулятора.

Родители, которые придерживаются такого воспитания непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение, больше беспокоясь о том, чтобы дать детям возможность выразить себя в творчестве, проявить индивидуальность.

В отсутствии границ дети не чувствуют себя в безопасности. Они легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия: могут довольно рано вступать в половые связи, становятся частью преступных групп. Это происходит потому, что ребенок не получил родительской поддержки или ему не объяснили четких ориентиров в том, что такое хорошо и плохо.

При этом не исключается и то, что в ребенке проснется самовоспитание и он научится контролировать свои выбросы гормонов, а также сумеет добиться успехов в какой-либо длительности и удивит своих близких.

Борьба за внимание вырастает с человеком и направляется уже не только на родителей. Такие дети в подрастающем возрасте очень уязвимы, ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными способами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, а также могут увлечься алкоголем или даже наркотиками. Все это происходит от того, в какую компанию попал ваш ребенок. Эти позывы препятствуют их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи.

Либеральный стиль воспитания ещё называют «попустительским», то есть в этом случае ребенок напрягает родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок.

Но даже у этих негативных моментов может быть обратная сторона, и такой стиль воспитания пробудит в детях самостоятельность и желание сделать свою жизнь лучше. Для этого ребенку придется пройти ряд испытаний, но может именно это и нужно вашему ребенку. Прислушивайтесь к его мнению, реакции на ваши действия и наблюдайте за его настроением. Особенно внимательно стоит обращать внимание на ребенка в подростковом возрасте.

Рекомендация родителям:

Задумайтесь и постарайтесь изменить тактику своего поведения. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним, выслушайте и дайте совет, но не указ. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще. Легкий надзор никому еще не повредил.
---
Опекающий.
---
По-другому этот стиль называют «гиперопека». Родители с первой минуты рождения малыша стремятся быть не просто рядом с ним, а следить за каждым его шагом, предупреждать и заранее реализовывать все его потребности (то, чего именно должен хотеть ребенок, тоже определяют взрослые).

Такие родители очень любят собирать информацию о разных модных методиках обучения и воспитания. Сын или дочь постоянно ограничены в свободе, и любые попытки самостоятельного поведения пресекаются разными способами – от прямых и строгих запретов до манипулирования, угроз, запугивания и шантажа, что является огромным раздражителем.

Дети часто слышат спектр негативных заявлений: «не принадлежи никому кроме меня», «не будь близким», «не делай», «не думай», «ты только мой».

Родители таким образом внушают малышу, что без их опеки он пропадет. Тем самым, пытаясь как-то справиться с собственной тревогой, которая появляется при первых же попытках малыша стать более самостоятельным.

Такие условия идут далеко не на пользу ребенка. Он мало того, что не сумеет принять даже маленького правильного решения в своей жизни, но и будет абсолютно уверен, что за пределами родительской семьи его ожидает совершенно ужасный и жестокий мир. Такие представления провоцируют развитие тревожности, чувства беспомощности и тормозят формирование социальной и личностной зрелости. Тем самым, ребенок будет ощущать чувство вины, так как идет против родительских установок.

Необходимость постоянного вмешательства в жизнь и дела ребенка становится своего рода зависимостью, уменьшающую тревогу за него, страх родительского одиночества, лишения помощи. Также причиной такой воспитательной позиции может быть инертность отношения взрослых к подрастающим детям, когда старшие члены семьи продолжают относиться к уже подросшему ребенку как к маленькому. Очень часто маме проще самой собрать ребенка на прогулку, быстро и без лишней грязи на столе покормить с ложки, надевать ему подгузник лет до пяти. При этом ребенок не учится самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком до тех пор, пока у мамы хватает сил жить лишь заботой о нем. За стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям, да и просто не желание отпускать или думать, что ребенок уже вырос и вполне способен делать все сам.

Следствиями гиперопеки являются еще и лень, пассивность, неуверенность, боязнь ошибок, зависимость, инфантилизм. Такой ребенок чрезвычайно удобен, причем не только для родителей. Гиперопека подавляет познавательную активность, воспитывает покорность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели и просто является безхарактерным человеком, но не личностью.

Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки». Такой ребенок не может полюбить трудиться, потому что за него постоянно кто-то и что-то делал. Тем самым не испытывая чувство гордости за свои старания и достижения. В зависимости от темперамента ребенка могут быть и другие реакции. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным, легко попадает под чужое влияние. Многие жалобы родителей на бесконтрольность и своеволие малыша обусловлены непониманием стремления ребенка доказать, что он уже вырос и может сам все делать. Жесткий контроль и ограничения самостоятельности провоцируют ребенка учиться хитрить и лгать, что в итоге приведет к отчуждению от родителей и каким-то жизненным проблемам. Получается, что сверх контроля и излишней заботой родители как раз формируют в ребенке те отрицательные качества и модели поведения, которых опасаются.

При этом ребенок может и наоборот с попытками показать маме, что все может сам добиться больших успехов. Но здесь поможет только самодисциплина и решительный настрой дитя.

Разновидностями этого педагогического подхода являются воспитание «кумира семьи» и очень модное в последнее время «воспитание вундеркинда». При воспитании по типу «кумир семьи» все усилия родителей направлены на удовлетворение потребностей и прихотей ребенка. Семья перестает жить в гармонии, обязательно кто-то из ее членов начинает страдать от нехватки внимания (часто это другой ребенок). «Центр вселенной» быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится купаться во внимании многочисленных родственников. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Далее случается так, оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется. В результате растет «непризнанный гений», глубоко нес