ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В АНГЛИИ, ИЗОБРЕТЕНИЕ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ.

ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В АНГЛИИ, ИЗОБРЕТЕНИЕ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ.


---
Период английской истории в годы правлении королевы Виктории (1837-1901) называют викторианским. Правление королевы было длительным и спокойным - в это время Англия не участвует в войнах и продолжает вести активную колониальную политику. Это эпоха джентльменов и бурного развития промышленности, идеи и мода Англии этого периода оказывает большое влияние на весь мир. Неудивительно, что именно в Великобритании изобретены первые детские коляски, а в 1840-х годах здесь впервые начинается массовое производство детских транспортных средств и появляются первые "колясочные" фабрики. Слово "carriages" означает в английском и экипаж, и карету, и вагон. Первые детские коляски назывались "baby carriages" и выглядели они как маленькие копии взрослых конных экипажей с большими колесами, а позднее - как копии маленьких автомобилей. До начала 19 века младенцы редко оказывались вне пределов домов. В 19 веке малыши вышли на улицы - в Англии входят в обычай ежедневные прогулки с детьми.
---
Детская коляска появляется, в первую очередь, как потребность жителей города и пригородов. Способствовало этому наличие общественных парков, улучшение дорог и тротуаров, а также развитие транспорта - уже появились первые железные дороги, люди стали передвигаться гораздо быстрее. Лондонский Гайд-парк был открыт для публики еще в конце 16 века, позднее из Англии же распространилась по всей Европе мода на романтические пейзажные парки, сменяющая регулярные французские. Первоначально такие парки создаются в качестве дворцово-парковых ансамблей и являются частными. Но к началу 19 в. общедоступные городские парки существуют уже не только в Англии, но и в других европейских странах.
---
ТРЕХКОЛЕСНАЯ ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА.
---
Большое количество источников повторяют один за другим, что первый патент на детскую коляску получил Чарльз Бартон (Charles Burton) в Англии. Год в различных источниках указывают от 1848 до 1853, всеми приводится известный рисунок из патента на трехколесную складную коляску. Но не все так просто. С одной стороны, как бы существовал Чарльз Бартон, который основал в Хэмпстеде (Hampstead) небольшую фабрику колясок в 1853 году. Хэмпстед - небольшая деревушка в пригороде Лондона в то время, сейчас там располагается лондонский парк Хэмпстед-Хит. С другой стороны, историки музея Висконсина в Америке повествуют о переполохе, который вызвала коляска того же Чарльза Бартона на набережной Гудзона в Бэттери-парке Нью-Йрка в 1848 г. Чарльз Бартон в Америке, не имея возможности нанять няню, сконструировал трехколесную коляску для своего новорожденного сына и запатентовал ее.
---
Разгадка оказалась простой. Нашлась она в книге Джозефа Энтони Амато "Пешком, история прогулки" (Joseph Anthony Amato, On Foot: A History of Walking), изданной в 2004 году, где автор ссылается на еще более ранние издания. Автор пишет, что Чарльз Бартон начал производить коляски в Америке в 1948 году, но из-за проблем, связанных с пешеходами, он переехал и открыл фабрику в Англии. Бартон, по некоторым сведениям, вместе с еще 4-мя производителями колясок вел торговлю в магазине на Оксфорд-стрит. Он получил заказы от королевы Виктории, королевы Изабеллы II Испанской и египетского паши. А коляска, сделанная им по индивидуальному заказу Наполеона и Марии Луизы, выставлена в музее императорских карет Вагенбург во дворце Шенбрунн (Schnbrunn), венской резиденции австрийских императоров.
---
Историки музея колясок из Морицбурга в Германии, в свою очередь отмечают, что первое рекламное объявление о продаже колясок появилось в их городе в 1850 году, а в Америке стали делать коляски только через 15 лет после этого. Таким образом, первой коляской, на которую был выдан патент и вместе с тем, получившей полное признание, стала трехколесная складная кожаная коляска Чарльза Бартона с "толкающей" ручкой, которая получила первый патент (на коляску) в Америке, а производиться стала в Англии. Однако, до появления коляски Бартона в Англии производство детских колясок было уже довольно развито.
---
Так что идея трехколесной коляски, которую мы привыкли считать самой современной, далеко не нова. Более того, 3-колесная коляска преобладает в Англии (и многих европейских странах) на протяжении нескольких десятилетий, поскольку из-за борьбы с пешеходами 4-колесные коляски в Англии будут запрещены и за 4-е колесо коляски даже нужно было платить налог.
---
Первые трехколесные модели предназначались для сидячих детей, для детей первых месяцев жизни они не были пригодны. Так что эту коляску можно считать прародительницей именно прогулочной детской коляски. Ручка в ней изменила свое положение: коляску не тянут, а с помощью ручки толкают ее. Роль "тягловой", а точнее, уже "толкающей" силы переходит к родителям и няням - горожанам негде было держать коз и забаву эту в городских условиях пришлось забыть. Коляски переместились на специально выделенные для пешеходов тротуары, при этом пешеходы неохотно отнеслись к ущемлению их интересов - они воспринимают коляску как транспорт.
---
Трехколесная коляска, предположительно принадлежавшая королеве Виктории, хранится в Музее науки (Science Museum) в Лондоне на Эксибишн-Роуд, музей является частью Национального музея науки и техники.
---
БОРЬБА ЗА ТРОТУАРЫ.
---
Несколько лет спустя, в середине 50-х годов 19 века при английском дворе и на лондонских улицах появляется новый вид коляски. В 1855 году современником событий были написаны такие строки: "Улицы Лондона полны колясок, которые ранее были мне неизвестны. Коляски не тянут за собой, вместо этого их толкают перед собой няни". Новые коляски имели 4-колесную раму и плетеную корзину, в которой можно было даже перевозить младенцев.
---
Но большие 4-колесные детские прогулочные коляски загромождали весь тротуар, с трудом разъезжаясь с обычными прохожими. Стали возникать конфликты и доходило даже до судебных разбирательств. Кончилось тем, что езду по улицам 4-колесным коляскам запретили, закон этот действовал до 1880 года, поэтому в Англии долго отдают предпочтение 3-колесным коляскам. В Америке такого закона не было и, как мы увидим дальше, американские коляски викторианской эпохи были большими и еще более роскошными по сравнению с английскими.
---
РАСЦВЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ КОЛЯСОК В XIX ВЕКЕ.
---
Новый этап в производстве детских колясок начинается в 1870-80-е годы, как в Европе, так и в США. Перевозка детей не была единственной целю колясок, в 1880-е годы происходят изменения в отношении к уходу за маленькими детьми. Теперь считается важным, чтобы ребенок больше находился на свежем воздухе под воздействием солнечного света. Достоинства детских колясок оценивают врачи и начинают рекомендовать родителям их использовать. И, наконец, коляски играют еще одну роль - они являются символами статуса семьи. Вначале коляска становится предметом "must have" у аристократов, затем у среднего класса. Она была дорогой и вплоть до начала 20 века далеко не каждая семья могла позволить себе такую покупку.
---
Детские коляски на высоких колесах преобладают с 1870 вплоть до 1920 года и только значительно позже, после I Мировой войны, в 1920-е и, особенно, в 1930-е годы корпус коляски станет глубже, а колеса меньше, что сделает коляску более устойчивой и безопасной.
---
Коляски делают из дерева и лозы, с использованием дорогих латунных креплений. Коляски богато декорируются и зачастую достигают уровня произведений искусства. Моделям дают королевские названия - Princess (Принцесса), Duchess (Герцогиня), называют в честь королевских дворцов - Balmoral (Балморал), Windsor (Виндзор) и другие.
---
МЭЙЛКАРТЫ.
---
Английские викторианские коляски все еще предназначаются для детей, которые уже могут уверенно сидеть. Принцип нового типа колясок был основан на тележках, используемых для транспортировки взрослых больных в сидячем положении. Прообразом послужили также тележки почтальонов - «mailcarts», на которых они развозили почту, толкая тележки перед собой. Этот вид колясок вскоре становится популярным, в том числе в США, куда с небольшим опозданием проникают все новые европейские веяния.
---
Детские коляски, известные как «mailcarts» впервые появились в 1870-е годы. Происходили они от ручных тележек, используемых сотрудниками почтамта для доставки писем и небольших посылок. В самых ранних вариантах они были полностью открытые, ими было довольно трудно управлять, предназначались они для детей 5-летнего возраста. Лежачие варианты стали появляться с 1886 года и сразу стали очень популярными, несмотря на проблемы с управлением, устойчивостью и небезопасным внутренним пространством.
---
Ранние версии прогулочных колясок были не особенно удобны, не хватало тормозов, ремней безопасности, не было амортизации. Малышам было в них не очень комфортно - не было защиты от холода и поддержки для тела. Ребенок ехал лицом по направлению движения - его везли как на витрине для всеобщего обозрения. Когда создавались первые коляски - совсем не задумывались об удобстве ребенка.
---
В викторианскую эпоху считалось, что пара становится семьей только тогда, когда у нее рождается ребенок. Это окончательно "узаконивает" союз родителей, делает его осмысленным, укрепляет социальное положение матери и повышает ее самооценку. Взрослым стало нравиться, что младенцы ими управляют. Если в 18 веке детей втискивали в идеальный и строгий образ взрослого, а потом выпускали в мир, то в 19 веке - детей втискивали в идеальный образ ребенка и защищали от остального мира.
---
В 1897 году он построил завод, который вскоре сгорел. Не испугавшись, Уилсон успешно восстановил и перестроил завод. В 1913 году отец Silver Cross, Уильям Уилсон умер, оставив свою империю тремя сыновьями, Джеймсу, Ирвину и Альфреду. В начале 20 века Silver Cross в Великобритании становится символом детской коляски, фирма "Wilson Brothers" стала поставщиком коляски для двора Георга VI и королевы Елизаветы при рождении королевы Елизаветы II. Этот бренд успешно существует до сегодняшних дней, в 1948 г. коляска Silver Cross была приобретена для родившегося принца Чарльза.
---
НА ПРОГУЛКУ В ПАРК.
---
Викторианские прогулочные коляски были очень популярны и распространены. Особенно после того, как сама королева Виктория купила несколько штук для своих детей в магазине Хитчинса (Hitchings Baby Store). У королевы было 9 детей и все новшества она обязательно использовала в их воспитании. Каждой викторианской семье, которая хотела выглядеть изящно и модно, необходимо было иметь прогулочную коляску для ребенка. Скоро они распространились по всей Европе и Америке.
---
История коляски тесно связана как с развитием дорог, так и развитием транспорта. Коляска по сей день считается специфическим, но все же транспортом. Недаром первым образцам пришлось даже бороться за право езды по городским улицам. А ведь процесс приспособленности городской структуры к передвижению с коляской не завершен и сейчас. Кстати, в нашей стране первый подземный переход с пологим спуском (без ступеней) был построен в 1955 году - это знаменитый подземный переход на перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы. С тех пор начинали делать и рельсовые пандусы для съезда колясок с одной из сторон лестничных спусков...
---
Детская коляска, появившаяся в Англии, была оценена по достоинству, вскоре этот новый вид транспорта можно было встретить во всех европейских городах и в Америке. #мама #ребенок #дети